Бензопила STIHL MS 180 купить в ЛуганскеВсе представленные на рынке Украины бензопилы можно условно разделить на три класса.

  • Бытовые. Предназначены для непродолжительных работ. Обладают минимумом функциональных возможностей, конструкция таких бензопил и их двигателей предельно проста, потому что стоят сравнительно недорого.
  • Полупрофессиональные. Подходят как для ремонтно-строительных работ, так и для валки деревьев. Единственное «слабое место» — они не рассчитаны на эксплуатацию по 8-10 часов в сутки в течении целого года (что в первую очередь обусловлено конструкцией двигателя бензопилы). Такие пилы зачастую используют в качестве сучкорезов на лесоповале.
  • Профессиональные. Обладают высокой мощностью (как правило, более 2,5 кВт) и применяются в основном как «вальные» пилы. Способны работать день за днем в течение года по 10 – 16 часов в сутки, спектр их возможностей очень широк. Двигатели таких моделей максимально адаптированы для продолжительной интенсивной эксплуатации.

Определить к какому типу относится бензопила, не так уж сложно. Бытовые и профессиональные модели в основном снабжены узкой шиной, но у первых она крепится одним, а у вторых – двумя винтами. Профессиональные бензопилы комплектуются широкой гарнитурой, которая держится на двух винтах.

 

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Наиболее опасным моментом в процессе эксплуатации бензопилы считается «обратный удар» — резкий отброс инструмента в сторону оператора. Происходит он в случае, когда конец шины «встречается» с поверхностью обрабатываемой древесины. И если мгновенно не остановить цепь, то можно получить серьезную травму.

Контролирует такую нештатную ситуацию специальный тормоз, приводом которого служит двухпозиционный щиток, расположенный перед левой рукой оператора. Перед запуском бензопилы его переводят в состояние «ближе к руке» и тем самым ставят на взвод. При «обратном ударе» он упирается в руку и моментально останавливает цепь. Рычаг способен поменять положение и без «взаимодействия» с оператором, просто за счет инерции.

Избежать «обратного удара» можно так же путем исключения опасного сектора из процесса пиления. На практике это реализуется с помощью другого специального щитка, закрывающего конец гарнитуры и не позволяющего инструменту «брыкаться». Впрочем, такой способ применяется гораздо реже, чем установка тормоза цепи. Более того, концевые части шин большинства шведских бензопил (Husqvarna, Jonsered, Partner) сознательно оставляют открытыми. Причина – скандинавские стандарты безопасности предусматривают возможность работы концом шины. Лесоруб валит дерево примерно так же, как раньше в деревнях резали хлеб: сначала «вгрызается» в дерево концом шины, а затем обходит его кругом. Подобным способом можно свалить дерево, диаметр которого вдвое превышает длину шины.

Длительная работа с сильно вибрирующим инструментом без соответствующей защиты приводит к тяжелым заболеваниям суставов. Поэтому наличие механизма подавления вибрации необходимо, особенно на профессиональных моделях бензопил. Самый простой вариант – набор резиновых прокладок, отделяющих рукоятки от корпуса. Впрочем, такая конструкция применяется все реже и реже – у современных бензопил максимально эффективная виброзащита основана на принципе «двух масс» (блок двигателя отделен от блока рукояток и топливного бака).

 

ШИНЫ

Шина для бензопилыСуществует несколько типов пильных шин, каждая из которых предназначена для разных задач и различных пользователей.

  • Шины, устанавливаемые на бытовые бензопилы. Они рассчитаны на тех, кто пользуется инструментом изредка и не имеет особых профессиональных навыков. Чтобы максимально обезопасить таких «операторов», используют узкие плоские шины с низкопрофильной цепью, обладающей пониженной склонностью к «обратному удару».

  • Облегченные шины. Предназначены для выполнения работ, при которых вес бензопилы играет существенную роль (пиление на высоте или труднодоступных местах). Такие состоят из двух стальных пластин с выбранными пазами, пустоты между которыми заполнены полиамидом.

  • Шины с заменяемыми головками ставят на бензопилы средней и высокой мощности. Предназначены для длительных и тяжелых – профессиональных – работ (промышленная валка леса).

ЦЕПИ

  • Низкопрофильные цепи предназначены для непрофессионального применения. Обычно их шаг составляет 0,325 дюйма. Поэтому Пильная цепьосновное достоинство такой цепи (минимальный уровень вибрации) плавно перетекает в недостаток – малую производительность.

  • Для мощных бензопил рекомендуют цепи с шагом 3/8 или 0,404 дюйма. Повышенный уровень вибрации в данном случае компенсируется хорошей производительностью.

  • Высокопрофильные цепи ориентированы на профессиональное использование. Характеризуются большей высотой зуба, высокой производительностью, но и значительной вибрацией.

  • Существуют задачи особой сложности, например, распиливание загрязненной или мерзлой древесины. Для таких работ разработаны цепи с твердосплавными напайками.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ БЕНЗОПИЛ

БЕНЗОПИЛА В ЛУГАНСКЕКак показывает практика, наиболее тщательного ухода требует гарнитура. Необходимо следить за состоянием пильной цепи: хорошо заточенная, она пилит сама, без дополнительных усилий. Кроме того, при каждой заточке нужно очищать паз шины от попавших туда опилок и грязи. При длительных перерывах в работе (несколько дней и более) цепь рекомендуется снимать и помещать в емкость с маслом.

Для продления срока службы пильного аппарата шину периодически (через несколько часов работы) переворачивают, чтобы износ был одинаковым с обеих сторон. Специалисты советуют для каждой шины держать под рукой три цепи и постоянно их менять. Это связано с тем, что срок службы у последних примерно в три раза меньше, чем у первой. Причем использовать новую цепь на бывшей в употреблении гарнитуре не рекомендуется, поскольку изношенная шина по своей геометрии существенно отличается от новой, и цепь может порваться. Если «заначить» несколько цепей и чередовать их, такой проблемы не возникает.

В процессе пиления цепь слегка растягивается. Тогда необходимо произвести следующие операции: ослабить крепление шины, с помощью отвертки подкрутить специальный винт натяжения и снова зафиксировать шину. Винт может быть расположен как спереди, так и с боку пилы. В последнем случае добраться до него проще.

Примерно раз в неделю (чаще или реже – все зависит от эксплуатации инструмента) нужно снимать напильником заусенцы с шины.

При работе приходится постоянно следить за чистотой деталей бензопилы, регулярно освобождая ребра цилиндра, крышку стартера и лопасти маховика от накопившейся грязи. Это защищает двигатель от перегрева, а движущиеся детали – от заклинивания.

Особое внимание уделяют воздушному фильтру, очищающему от пыли, грязи и опилок воздух, подаваемый в двигатель. Когда он засоряется, изменяются пропорции топливовоздушной смеси и падает мощность. Поэтому фильтр необходимо периодически снимать и прочищать (в зависимости от того, из какого материала он сделан, выбирается и «средство» для промывки: чаще теплая вода, реже бензин или керосин).

Любую бензопилу нельзя запускать без установленной и отрегулированной гарнитуры, в противном случае выходит из строя сцепление. И вообще, прежде чем дергать тросик, внимательно прочтите инструкцию.

После покупки инструмента обязательно «обкатайте» его в течение 40 – 50 минут на малых оборотах (то есть выработайте полный бак топлива), потом заглушите мотор, дополнительно проверьте и подтяните цепь. Затем сделайте несколько пропилов, прикладывая минимальные усилия, и лишь тогда приступайте к настоящей работе.

Приготавливая топливную смесь, ни в коем случае не используйте четырехтактные автомобильные масла, иначе детали цилиндро-поршневой группы выйдут из строя. Ремонт в этом случае может стоить примерно столько же, сколько новый инструмент.

Зимой имеет смысл держать при себе запасной (чистый и сухой) воздушный фильтр. Его ставят в замен старого, покрытого корочкой из замерзшего конденсата. Этот маленький «секрет» предотвращает большую проблему – отсыревший фильтр часто мешает завести двигатель при отрицательных температурах.

Если бензопила снабжена системой ручной регулировки количества масла, подаваемого для смазки гарнитуры, соответствующий регулятор устанавливают в положение «максимум» — в таком случае цепь не порвется даже в сильный мороз.